Слухати

Громадське радио / Скачати зображення

Неважно, какое у тебя тело, важно, что у тебя внутри: говорим о фильме «Единственный круг»

22 березня 2017 - 20:37
FacebookTwitterGoogle+
«Единственный круг» — документальный фильм о жизни, любви и успешной самореализации людей с инвалидностью

В студии Громадського радио — создатели фильма Алина Высоцкая (автор идеи) и Елена Григорьева (режиссер).

Лариса Денисенко: Как вы решили снять этот фильм?

Алина Высоцкая: Идея пришла давно. Лет 7 она уже витает. На съемки ушло порядка 4 лет. Основными толчками для нас были люди, о которых нельзя было не говорить. Я думала, что меня вряд ли можно чем-то удивить. Но некоторые ребята действительно поражали и потрясали. И у меня возникло желание сделать так, чтобы о них узнало как можно больше людей.

Елена Григорьева: Я подключилась к этой идее на заключительном этапе. Когда-то я сделала телевизионный сюжет об Алине для местной харьковской программы «КультУра». Она рассказала мне свою историю. Алина сама прошла все эти круги инвалидности. Она знает, как это — быть человеком за жизнью. Кто, как не она, знает правду? Это слоган нашего фильма.

Кликайте, чтобы оценить этот материал

Она все время мне рассказывала об этом фильме. Ей очень хотелось рассказать правду. Но постоянно менялись операторы, герои, были какие-то утерянные кадры. Даже страна поменялась за эти годы.

И вот все, что было собрано за 7 лет, надо было соединить в единый круг.

Лариса Денисенко: Почему такое название — «Единственный круг»?

Алина Высоцкая: Это цитата из стиха Алины. Она там говорит о том, что терпение — это единственный круг.

Ирина Славинская: А что это за круг?

Лариса Денисенко: Можете зачитать строфу, чтобы мы лучше поняли?

Алина Высоцкая: Терпенье — единственный круг, в котором спастись — пустяки.

Но ведь на самом деле, неважно, где ты живешь, неважно, что ты думаешь о ситуации в стране, неважно, как ты чувствуешь себя физически. Важно только то, что ты делаешь. В любой ситуации, какой бы сложной она не была, спасает только действие. И терпение в данном случае — это старт. Эти 2 качества очень важны — я терплю боль как данность, но я при этом что-то делаю. То есть терпение и действие — это единственно возможный круг.

Лариса Денисенко: То есть это не терпение, которое тебя капсулирует, а терпение, которое тебе помогает жить дальше?

Алина Высоцкая: Да. Речь идет о терпении, которое тебя активизирует.

Ирина Славинская: Когда я смотрела сюжеты о судьбах героев и героинь фильма, я подумала о том, что терпение — это о них и не о них одновременно. Это люди, которых не устраивает существующая ситуация, и они готовы бороться. Это в некотором роде даже разгневанные люди, которые не хотят терпеть несправедливость.

Алина Высоцкая: Нет, они терпят, но терпят преодолевая. Например, одна из героинь фильма — женщина с первой группой инвалидности, режет лук и рассказывает о том, как сложно ей было получить право на то, чтобы родить ребенка. Да, они люди с инвалидность. Но кто в этой стране отбирал у них право быть родителями? У них чудесный ребенок. Они 10 лет шли к этому. И мы видим, что терпение по этому кругу возвращало их в эту точку. И это терпение было преодолением для них.

Де отримати допомогу

Лариса Денисенко: Это терпение, чтобы не сдаваться.

Алина Высоцкая: Именно так.

Ирина Славинская: Давайте поговорим об основной идее фильма. В фильме есть ряд других вызовов. Например, предпринимательская деятельность людей с инвалидностью — насколько покупатели готовы взаимодействовать с человеком, который что-то продает, и при этом является человеком с инвалидностью. Или же, для меня это один из самых трогательных эпизодов, проблема дискриминации дочки родителей с инвалидностью. В фильме собраны очень разные истории очень разных героев и героинь. Вы как-то выделяли общую идею?

Алина Высоцкая: Все эти люди — мои друзья. Этих людей объединяет образование, семья, работа. То есть базовые элементы социализации.

Мне очень близка тема трудоустройства людей. Когда я начинаю заниматься этим, я понимаю, что тут нет отдельных вопросов. У нас есть проблема доступности среды, у нас есть проблема дистанционного обучения… В конечном итоге мы понимаем, что это проблема комплексная. Самое главное — не бояться о себе рассказать. Мир расколот на 2 части — это условно здоровые и те, кому приходится преодолевать. Есть категории людей, которые живут по принципу «если я этого не вижу, значит, проблемы нет». И их нельзя за это осуждать. Вторая сторона — «наши», как я говорю, тоже чаще всего идут по принципу «к своим». Потому что там поймут быстрее. Получается, не «мы», не «они». Нужно встретиться и преодолеть страх заразности чужого несчастья. Потому что никто не знает, где он окажется завтра.

Елена Григорьева: Этот фильм — эмоциональное высказывание. Конечно, с помощью фильма мы не могли поднять все проблемы.

Но дети, которые находятся дома, видят один мир, а дети, которые находятся в социуме, видят совершенно другой мир. И не всегда ребенок может справиться с этой своей бедой. Он незащищен.

Так же и люди с инвалидностью все время извиняются. Они живут извиняясь. Но ведь они все чувствуют в этой своей оболочке, необычной для нас.

Лариса Денисенко: Она необычна для нас потому, что у нас нет социальной привычки и норм общения с людьми вообще и с людьми, которых мы не видим. В силу того, что не хотим или не можем. И даже близкие люди не всегда понимают, что любая ситуация, которая раскалывает мир, не раскалывает мир на самом деле, если окружающие знают, что человеку, который хочет жить и любить, никто не имеет права мешать.

Алина Высоцкая: Если вы не можете помочь, просто не мешайте. Если можете, просто берите и делайте.

Елена Григорьева: Кто-то из великих сказал, что мы приходим в этот мир одни и уходим одни. Но по дороге мы встречаем людей, которые становятся нам близкими. У каждого героя были свои попутчики, ключевые люди, у которых они могли найти поддержку. История начинается с того, что мы видим в кадре красивую женщину. И мы не понимаем, что происходит. Ее муж помогает ей делать макияж. Они собираются в ресторан. Выбегает маленький ребенок. Мы понимаем, что это семья. Мы видим, что эта шикарная, красивейшая женщина находится в инвалидной коляске. И тут идет закадровый текст: «Мы с моим мужем 13 лет…» Оказывается, что они вместе заканчивали школу. Все 10 лет они сидели за одной партой. Любопытно то, что встречаться они начали только после того, как эта девушка получила инвалидность. Она пошла с подругой на пляж и прыгнула с вышки. Этот роковой прыжок сделал ее инвалидом. До этого она была самой лучшей девушкой в школе, она была лидером, и вот что с ней происходит дальше? Все это ее не сломало. Она стала сильной, закончила университет, выучила язык. Она стала мамой. И это все — вопреки тому роковому дню. Каждая из наших героинь прошла свой круг. Все они — мамы. Все они воспитывают детей несмотря ни на что.

Лариса Денисенко: Предлагаю послушать сюжет об истории одной из героинь фильма — Елене Кузич-Романенко.

Лариса Денисенко: Можете рассказать о других героях и героинях фильма?

Елена Григорьева: Алина — не только автор идеи, но и героиня фильма. В фильме звучат стихи Алины. Она не побоялась рассказать миру свою собственную историю. Это история человека, который искал себя не только в мире, но и в творчестве. Она прошла все эти свои круги. Над ней висит приговор — церебральный паралич. Несмотря на это, пряча свои документы об инвалидности, Алина поступила в высшее учебное заведение. Там даже не знали о том, что у нее есть инвалидность. В течении учебы эта болезнь обострилась и ее уже нельзя было прятать, но у нее уже появились люди, которых она впустила в свой круг.

Алина Высоцкая: Конечно, было страшно поступать. Мне сказали: «Ты поступаешь на общих основаниях. Никто тебя жалеть не будет. Даже если ты устанешь, никто не даст тебе академотпуск».

Ирина Славинская: Это кто такое сказал?

Алина Высоцкая: На медкомиссии. Нельзя было учиться. Это сейчас уже можно, а 25 лет назад — нет. Мало того, я не знала, что у меня есть право внеконкурсного прохождения. То есть я недобрала балл и не поступила в Киеве. И вот когда я уже попала в институт, в эту здоровую среду, мне, конечно, было непросто. Опять же, у каждого из нас есть знаковые люди и знаковые встречи. Я поступила в 1989 году. Марк Иванович Богославский после моего первого курса открыл литературную студию «Третий цех». И я начала там заниматься. Я просто приходила и училась. У меня сложилось представление о том, что поэзия — это ремесло, это не просто вдохновение. И этому можно и нужно учиться. И все эти ребята так или иначе были моими учителями, а Марк Иванович был моим духовным наставником, который помогал мне развязывать конфликты, которые возникали у меня в университете.

Елена Григорьева: Кстати, «Третий цех» существует до сегодняшнего дня. То, что Алина попала в эту литературную среду, и то, что она пыталась найти себя в этой сфере, тоже очень важно. Мы хотели подчеркнуть это в фильме.

Алина Высоцкая: Это был важный вектор, потому что я бы бросила институт. Я бы бросила писать стихи. Это совершенно точно. Потом появились и другие люди, у которых было чему учиться. Уже когда пришла большая любовь, рождение дочери стало самым важным бонусом в жизни. Но если бы не все эти знаковые люди, меня сейчас такой, какая я есть, не было бы точно.

Ирина Славинская: Чему вы научились у героев вашего фильма?

Елена Григорьева: Уникальность этого фильма в том, что его пытался сделать человек с такой же проблемой. Может быть, где-то не хватило профессионализма. Но мы не хотели этим фильмов кого-то удивлять. Там нет каких-то красивостей, но там есть живые люди. Там есть темы, о которых они свободно говорят. Отношения Алины и ее взрослой дочери — для меня одна из ключевых тем этого фильма. Девочка выросла в неполной семье. Алина знала, что ей придется воспитывать ребенка самостоятельно. Она не хотела свою проблему делать проблемой еще кого-то. Это ее личная история, и она об этом спокойно говорит. Она говорит со своей дочерью в кадре. И это выглядит так, как будто они нам доверяют.

Неужели социуму нельзя как-то вмешаться, чтобы помочь этим людям, чтобы они были более защищенными?

Лариса Денисенко: За счет нормального отношения. За счет того, что государство должно исполнять свои обязательства. Чтобы путешествовать, развиваться, иметь доступ ко всему — от аптеки или университета, до личной жизни в самом широком понимание слова.

Алина Высоцкая: И как показывает практика, сделать такие вещи не так сложно. Просто нужно желание.

Ирина Славинская: В процессе съемок вы столкнулись с проблемами украинского небезбарьерного пространства. Что важного вы заметили?

Алина Высоцкая: Я была удивлена тем, что многие хотели помочь абсолютно без слов — подать руку или перевезти коляску. Этого не было раньше.

В Севастополе, когда мы начали снимать Сашу за работой, многие люди подходили и возмущались. Они почему-то решили, что раз я снимаю инвалида, я снимаю что-то плохое. Мне каждый второй говорил: «Да он классный мужик. Что ж вы делаете?»

Лариса Денисенко: Это уже во временно оккупированном Крыму.

Алина Высоцкая: Да. Мы получили грант в августе 2014 года. И когда мы туда ехали, мы очень боялись. Но оказалось, что люди очень боятся человека с камерой.

На самом деле, неважно, какое у тебя тело. Важно то, что у тебя внутри. Мы старались показывать эти моменты в фильме. Было важно показать, но не обидеть, чтобы у зрителей не возникало жалости, и чтобы это не было спекуляцией.

Елена Григорьева: В фильме есть момент, когда к нашему герою подходит пожилая женщина и начинает жаловаться на то, что ей не хватает денег. И вот сидит человек с инвалидностью, у него есть свой лоток, он продает свой нехитрый товар. К нему подходит женщина и говорит: «Вот я купила молоко, купила сметану, а на хлеб мне не хватает 40 гривен… Ой, 40 рублей». И тут этот человек говорит: «Вот, возьмите». Она не сразу понимает, что он предлагает ей взять деньги на хлеб. А потом она говорит: «Нет. Я у вас? Нет. Да вы что?»

Мы это оставили, чтобы было понятно, что эти люди не только сами в себе. Они с нами, они видят нас и хотят нам помочь. Хотя мы смотрим на них и пытаемся как-то помогать им.

Лариса Денисенко: Когда и где можно будет посмотреть фильм?

Елена Григорьева: Сейчас мы думаем о том, как сделать так, чтобы этот фильм увидело максимальное количество людей. У нас есть несколько вариантов, но пока нельзя сказать точно.

Точки опори

Цей матеріал було створено за підтримки International Medical Corps та JSI Research & Training Institute, INC, завдяки грантовій підтримці USAID. Погляди та думки, висловлені в цьому матеріалі, не повинні жодним чином розглядатися як відображення поглядів чи думок всіх згаданих організацій. 

This material has been produced with the generous support of the International Medical Corps and JSI Research & Training Institute, INC. through a grant by United States Agency for International Development. The views and opinions expressed herein shall not, in any way whatsoever, be construed to reflect the views or opinions of all the mentioned organizations.

Якщо Ви виявили помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.